«Электрозаводская»
Арбатско-Покровская линия Московский метрополитен
Дата открытия: 15 мая 1944 года
Проектное название: "Электрозавод" (1937 год)
Район: Соколиная Гора
Округ: ВАО
Тип: пилонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения: 31,5 м.
Количество платформ: 1
Тип платформы: островная
Форма платформы: прямая
Длина платформы, м.: 162
Ширина платформы, м.: 12
Архитекторы: В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин, при участии П. Г. Капланского и Л. А. Шагуриной
Архитекторы вестибюлей: В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин, А. Е. Аркин
Инженеры-конструкторы: Б. Уманский
Выход к улицам: Большая Семёновская ул., Семёновская набережная, Гольяновский проезд
Переходы на станции: Переход на станцию "Рубцовская" Третий пересадочный контур (строится)
Наземный транспорт:
А: м3, 59, 86, 332, 552, Т25; Н3 (ночной);
Тб: 22, 32, 88
Время открытия: 5:30
Время закрытия: 1:00
Код станции: 048
Соседние станции: "Бауманская" и "Семёновская"
Открыта 15 мая 1944 года в составе участка «Курская» — «Измайловская» (ныне «Партизанская») на действующем с 18 января 1944 года перегоне (третья очередь строительства). Название дано по Московскому электрозаводу имени Куйбышева, в настоящее время представляющему собой комплекс трёх заводов (собственно Электрозавод, МЭЛЗ и АТЭ-1). Станция является памятником культурного наследия России.
История проектирования станции «Электрозаводская» связана с историей проектирования Покровского радиуса Московского метрополитена, который должен был начинаться возле библиотеки имени Ленина и заканчиваться в Измайлове. Первый проект Покровского радиуса появился в 1932 году. После станции «Курский вокзал» планировалось построить станции «Гороховская Улица», «Бауманская Площадь», «Спартаковская Площадь», «Переведеновский Переулок», «Электрозаводская», «Семёновская Площадь», «Мироновская Улица» и «Стадион». В декабре 1934 года была отменена станция «Гороховская Улица», а в марте — апреле 1935 года «Переведеновский Переулок» переименовали в «Бакунинскую Улицу». В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года были исключены станции «Спартаковская Площадь» и «Мироновская Улица». Наконец, в июле 1937 года на участке «Курский Вокзал» — «Электрозавод» трасса была спрямлена, и вместо четырёх станций осталась всего одна станция «Спартаковская», которая располагалась примерно в том же месте, где она и проектировалась в 1935 году.
Строительство линий третьей очереди началось в 1938 году. Проектирование «Электрозаводской» в 1939 году было заказано архитекторам В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейху, которые привлекли к работе своего ученика И. В. Рожина. Участие В. А. Щуко в проекте прервалось в том же году в связи с его смертью. На Измайловском радиусе в начале 1941 года тоннель был готов на 70 %. После начала Великой Отечественной войны строительство было заморожено, а сооружения использовались под убежища. 18 января 1944 года был открыт участок «Курская» — «Измайловская» без станции «Электрозаводская». Она была открыта 15 мая того же года.
В 1989 году планировалось построить второй выход станции и открыть его в следующем, 1990 году. Главной целью этого плана был ремонт эскалаторов без закрытия станции. Однако от строительства пришлось отказаться из-за начавшихся в стране экономических трудностей.
С 19 мая 2007 года до 28 ноября 2008 года станция была закрыта на годичную реконструкцию в связи с необходимостью замены эскалаторов, выработавших свой ресурс. Окончание реконструкции изначально планировалось на 30 апреля 2008 года, но было отложено до конца 2008 года в связи со срывом сроков поставки механизмов новых эскалаторов.
Во второй половине 2000-х годов появился план строительства в Москве Третьего пересадочного контура метро, который призван разгрузить Кольцевую линию. Новую линию планировалось вести через «Бауманскую», однако в 2012 году трассировка была изменена: пересадка с Арбатско-Покровской линии на Третий пересадочный контур будет на «Электрозаводской».
Наземный вестибюль выполнен в форме приземистого шестиугольного здания с массивным уплощённым куполом. В сводчатой нише вестибюля установлена скульптурная группа «Метростроевцы в забое» (скульптор М. Г. Манизер), изображающая трёх проходчиков с орудиями труда.
На стенах кассового и эскалаторного залов, облицованных красным мрамором салиети, расположены медальоны с портретами учёных-основоположников электротехники: М. В. Ломоносова, П. Н. Яблочкова, А. С. Попова, М. Фарадея, Б. Франклина, У. Гильберта. Все учёные изображены с атрибутами своих открытий: Уильям Гильберт (ввёл в науку термин «электричество») — с шаром из янтаря, Бенджамин Франклин — с громоотводом, Майкл Фарадей — с прототипом электрической машины, Александр Степанович Попов — с грозоотметчиком, Павел Николаевич Яблочков — со свечой Яблочкова, Михаил Васильевич Ломоносов — с пером и бумагой. В 2007—2008 годах был полностью реконструирован эскалаторный наклон, установлены новые эскалаторы Е55Т. Также был обновлён фасад вестибюля, установлены новые двери, восстановлены бронзовые ажурные решётки, произведена замена покрытия пола.
Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Сооружена по типовому проекту. Диаметр центрального зала — 9,5 метра, диаметр боковых залов — 8,5 метра. Изначально образ станции связывался с расположенным поблизости Электрозаводом. В 1943 году, после возобновления работ над станцией, актуальной стала тема героического труда народа в борьбе с немецко-фашистскими силами.
Пилоны облицованы светлым прохоро-баландинским мрамором и декорированы архитектурными деталями (резные триглифы с треугольными желобками, ниши решёток, мраморный карниз и барельефы). У каждого пилона со стороны центрального зала установлены скамейки. Пол первоначально выложен чёрными и серыми мраморными плитами, по краям отделан орнаментом из розово-жёлтого крымского мрамора биюк-янкой. При реконструкции покрытие пола было заменено на светло-серый янцевский гранит и лабрадорит. Оригинальный рисунок пола полностью сохранён. Путевые стены облицованы красным грузинским мрамором салиети. В нём встречается довольно много раковин головоногих моллюсков — наутилусов и аммонитов, изредка попадаются ростры белемнитов.
Барельефы из прохоро-баландинского мрамора на пилонах центрального зала посвящены теме труда (скульптор Г. И. Мотовилов). Здесь изображены работники Электрозавода, строители, кузнецы, представители сельского хозяйства и т. д. Сейчас на станции 12 барельефов; два были демонтированы во время переустройства центрального зала. В проекте станции конца 1930-х годов в пилонах планировалось сделать углубления, в которые собирались поместить бюсты героев-стахановцев, но при составлении списка рабочих для изображения приходилось постоянно менять фамилии, поскольку каждый завод хотел увековечить своего работника. В результате от этой идеи отказались.
На своде центрального зала в круглых углублениях в 6 рядов расположены 318 оригинальных светильников. Акцент на освещение сделан в связи с расположением вблизи Электрозавода и названием станции. Изначально планировалось сделать свод орнаментным, как на «Новокузнецкой», но затем по предложению В. А. Щуко было решено сделать сферические кессоны с лампой в каждом из них.
Торец станции украшен барельефом с изображением знамён, в центре которого находился медальон с профилем Сталина. Профиль Сталина был убран после развенчания «культа личности».
По окончании капитального ремонта 28 ноября 2008 года оформление станции претерпело некоторые изменения. В частности, по краям платформы в полу появились световые полосы — такие же, как на станциях «Трубная», «Сретенский бульвар», «Строгино», «Кунцевская» и «Славянский бульвар». Кроме того, сами полы были облицованы гранитом вместо мрамора с сохранением оригинальной расцветки и рисунка. Лампы накаливания были заменены люминесцентными лампами.
Станция награждена Сталинской премией первой степени (1946 год).
На станции установлено три памятных доски.
Электрозаводская.
- Александр
- Сообщения: 5074
- Зарегистрирован: 18 авг 2013, 13:35
- Репутация: 6390
Электрозаводская.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- Александр
- Сообщения: 5074
- Зарегистрирован: 18 авг 2013, 13:35
- Репутация: 6390
Re: Электрозаводская.
Вестибюль.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- Александр
- Сообщения: 5074
- Зарегистрирован: 18 авг 2013, 13:35
- Репутация: 6390
Re: Электрозаводская.
К закрытию на реконструкцию и к открытию после оной были выпущены билеты.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
-
- Сообщения: 5235
- Зарегистрирован: 16 дек 2016, 11:57
- Репутация: 4371
Электрозаводская
Появились зримые признаки приближения окончания затянувшейся достройки (наконец-то) подземного перехода на Электрозаводскую БКЛ...
Отгородили два межпилонных проёма, перегородили станционный зал...
Отгородили два межпилонных проёма, перегородили станционный зал...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- Шерлок Холмс
- Сообщения: 1581
- Зарегистрирован: 10 дек 2016, 19:36
- Репутация: 1332
Re: Электрозаводская
Есть подозрение, что последний пост гораздо уместнее разместить на Арбатско-Покровской. ![Улыбка :-):](./images/smilies/ab.gif)
![Улыбка :-):](./images/smilies/ab.gif)
-
- Сообщения: 5235
- Зарегистрирован: 16 дек 2016, 11:57
- Репутация: 4371
Re: Электрозаводская
Шерлок Холмс писал(а):Есть подозрение, что последний пост гораздо уместнее разместить на Арбатско-Покровской.
Да не вопрос!
Принято. Одобрено. Исполнено.
(Типа - "нагрязнил - но прибрал...")
![Ага :a_g_a:](./images/smilies/bs.gif)
С уважением, всегда Ваш,
LEON...
![Улыбка :-):](./images/smilies/ab.gif)
- Шерлок Холмс
- Сообщения: 1581
- Зарегистрирован: 10 дек 2016, 19:36
- Репутация: 1332
Re: Электрозаводская.
На профильном форуме пишут, что открытие перехода перенесено на 30.06.2024. ![Грусть :-(](./images/smilies/ac.gif)
![Грусть :-(](./images/smilies/ac.gif)
- KSC
- Сообщения: 539
- Зарегистрирован: 19 апр 2020, 22:01
- Репутация: 776
Re: Электрозаводская
На станцию «Электрозаводская» вернулись исторические горельефы. Скульптурные композиции "Путейцы" и "Работницы Электрозавода" были демонтированы с пилонов исторической платформы Арбатско-Покровской линии в середине прошлого века и считались утерянными. Несколько лет назад их обнаружили на складе электродепо "Измайлово". Одна из частей горельефа "Путейцы" оказалась безвозвратно утрачена. Специалисты воссоздали её по архивным фотографиям. Горельефы установили на стене в переходе между станциями "Электрозаводская" БКЛ и Арбатско-Покровской линии.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
-
- Сообщения: 208
- Зарегистрирован: 07 авг 2022, 00:37
- Репутация: 293
Re: Электрозаводская
Последние наверное ближе к Арбатско-Покровской?
-
- Сообщения: 5235
- Зарегистрирован: 16 дек 2016, 11:57
- Репутация: 4371
Электрозаводская
Шерлок Холмс писал(а):Есть подозрение, что последний пост гораздо уместнее разместить на Арбатско-Покровской.
KSC писал(а):На станцию «Электрозаводская» вернулись исторические горельефы...
Горельефы установили на стене в переходе между станциями "Электрозаводская" БКЛ и Арбатско-Покровской линии.
Genscher писал(а):Последние наверное ближе к Арбатско-Покровской?
Ситуация повторяется...
![хи-хи-хи :hi_hi_hi:](./images/smilies/ap.gif)
Перенес...
Между прочим, на показанной фотке можно усмотреть (внизу) характерный сводчатый потолок Электрозаводской АПЛ со множеством круглых светильников, и тыловую часть временной перегородки зала, отделяющей два проема с пилоном...
А вновь найденные горельефы теперь будут жить над новым (вторым) входом в станционный зал из коридора перехода с БКЛ...
Хотя место размещения этих горельефов, способ демонстрации и убогое цветовое оформление вызывают сомнение...
Уж для этого простенка могли бы подобрать что-то мраморное... Как никак вход в памятник архитектуры...
![Думает :du_ma_et:](./images/smilies/bw.gif)
-
- Сообщения: 5235
- Зарегистрирован: 16 дек 2016, 11:57
- Репутация: 4371
Электрозаводская.
Подготовка к открытию перехода на станцию Электрозаводская БКЛ.
Временная перегородка станционного зала уже демонтирована.
Зазывной предновогодний транспарант тоже на месте...
Видно лестничный марш уже готового перехода.
Ещё не убрали леса-подмостки, мусор и остатки стройматериалов...
Вот, собственно, сиротливое основание этого медальона под барельеф тов. Сталина
Временная перегородка станционного зала уже демонтирована.
Зазывной предновогодний транспарант тоже на месте...
Видно лестничный марш уже готового перехода.
Ещё не убрали леса-подмостки, мусор и остатки стройматериалов...
Александр писал(а):...Торец станции украшен барельефом с изображением знамён, в центре которого находился медальон с профилем Сталина. Профиль Сталина был убран после развенчания «культа личности»...
Вот, собственно, сиротливое основание этого медальона под барельеф тов. Сталина
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- Шерлок Холмс
- Сообщения: 1581
- Зарегистрирован: 10 дек 2016, 19:36
- Репутация: 1332
Re: Электрозаводская.
Уоа! Переход на БКЛ открыт 30 декабря 2024 года.
-
- Сообщения: 5235
- Зарегистрирован: 16 дек 2016, 11:57
- Репутация: 4371
Электрозаводская.
Дополним иллюстрациями...Шерлок Холмс писал(а):Уоа! Переход на БКЛ открыт 30 декабря 2024 года.
![Улыбка :-):](./images/smilies/ab.gif)
Народ пошёл... Лестничный марш... Вход на Электрозаводскую АПЛ, вид "с другой стороны"... "Система коридорная"...
![Улыбка :-):](./images/smilies/ab.gif)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
-
- Сообщения: 5235
- Зарегистрирован: 16 дек 2016, 11:57
- Репутация: 4371
Электрозаводская
KSC писал(а):На станцию «Электрозаводская» вернулись исторические горельефы. Скульптурные композиции "Путейцы" и "Работницы Электрозавода" были демонтированы с пилонов исторической платформы Арбатско-Покровской линии в середине прошлого века и считались утерянными. Несколько лет назад их обнаружили на складе электродепо "Измайлово"...
Горельефы установили на стене в переходе между станциями "Электрозаводская" БКЛ и Арбатско-Покровской линии.
Возвращение на Электрозаводскую "исторических" горельефов "Путейцы" и "Работницы" сопровождалось, оказывается, ещё и установкой по этому поводу памятной мраморной доски.
Виноват, сразу не заметил, да и ссылок нигде не было...
Исправляю упущение!
![Ага :a_g_a:](./images/smilies/bs.gif)
![хи-хи-хи :hi_hi_hi:](./images/smilies/ap.gif)
Здесь виден краешек...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
-
- Сообщения: 5235
- Зарегистрирован: 16 дек 2016, 11:57
- Репутация: 4371
Электрозаводская
Небольшое бурчание по поводу этой памятной доски...
Однако стилистика основного абзаца текста на доске вызывает некоторые сомнения по поводу русского языка как у авторов, так и "подписантов", санкционировавших создание этой "скрижали"...
Особенно восхищает перл об "устройстве пересадки"...
Разумеется, "при устройстве (или окончании строительства) перехода"...
А "пересаживают" в основном растения и учеников в классе...
Распространённый и всем понятный просторечный жаргонизм конечно не для памятного мрамора...
И не "пересадки ... в 2024 году", а "возвращены на станцию в 2024 году"!
Но - что сделано, то сделано!
Тоже своего рода "памятник"...![Ага :a_g_a:](./images/smilies/bs.gif)
![Улыбка :-):](./images/smilies/ab.gif)
LEON писал(а):Возвращение на Электрозаводскую "исторических" горельефов "Путейцы" и "Работницы" сопровождалось, оказывается, ещё и установкой по этому поводу памятной мраморной доски
Однако стилистика основного абзаца текста на доске вызывает некоторые сомнения по поводу русского языка как у авторов, так и "подписантов", санкционировавших создание этой "скрижали"...
Особенно восхищает перл об "устройстве пересадки"...
![Смех :-)](./images/smilies/ag.gif)
А "пересаживают" в основном растения и учеников в классе...
![хи-хи-хи :hi_hi_hi:](./images/smilies/ap.gif)
Распространённый и всем понятный просторечный жаргонизм конечно не для памятного мрамора...
И не "пересадки ... в 2024 году", а "возвращены на станцию в 2024 году"!
Но - что сделано, то сделано!
Тоже своего рода "памятник"...
![Ага :a_g_a:](./images/smilies/bs.gif)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Вернуться в «Арбатско-Покровская линия»
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость