Семёновская

Арбатско-Покровская линия — третья (хронологически — вторая) и самая протяжённая линия Московского метрополитена. Проходит с востока на северо-запад через самый центр города: станция «Площадь Революции» — одна из ближайших к Красной площади и Кремлю. В составе линии 22 станции; длина — 45,1 км. На схемах обозначается синим цветом и цифрой 3.
Аватара пользователя
Александр
Сообщения: 5228
Зарегистрирован: 18 авг 2013, 13:35
Репутация: 6640

Семёновская

Сообщение Александр » 07 янв 2017, 20:00

«Семёновская»
Арбатско-Покровская линия Московский метрополитен.

Дата открытия: 18 января 1944 г.
Проектное название: "Благуша"
Прежние названия: "Сталинская" (до 30 ноября 1961 г.)
Проекты переименования: "Семёновское" (1992 год)
Район: Соколиная Гора
Округ: ВАО
Тип: Колонно-пилонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения: 40 м.
Количество платформ: 1
Тип платформы: островная
Форма платформы: прямая
Архитекторы: С. М. Кравец
Инженеры-конструкторы: В. И. Дмитриев
Выход к улицам: Семёновская площадь, Измайловский Вал, Щербаковская улица
Наземный транспорт:
А: м3, 36, 83, 141, 254, 311, 332, 469, 469к, 552, 702, 730;
Тб: 22; Тм 2, 11, 32, 34, 34к, 36, 43, 46
Время открытия: 5:25
Время закрытия: 1:00
Работающие операторы сотовой связи: МТС, Билайн, Мегафон
Код станции: 049
Соседние станции: "Электрозаводская" и "Партизанская"

«Семёновская» — станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Партизанская» и «Электрозаводская». Находится на территории района Соколиная Гора Восточного административного округа Москвы. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.

Открыта 18 января 1944 г. в составе участка «Курская» — «Измайловская» (ныне «Партизанская») (третья очередь строительства). Нынешнее название дано по Семёновской площади, первоначальное («Сталинская») — по бывшему Сталинскому району Москвы. Станция имеет статус выявленного объекта культурного наследия.

История проектирования станции «Семёновская» связана с историей проектирования Покровского радиуса Московского метрополитена, который должен был начинаться возле библиотеки имени Ленина и заканчиваться в Измайлове. Первый проект Покровского радиуса появился в 1932 году. После станции «Курский вокзал» планировалось построить станции «Гороховская Улица», «Бауманская Площадь», «Спартаковская Площадь», «Переведеновский Переулок», «Электрозаводская», «Семёновская Площадь», «Мироновская Улица» и «Стадион». В декабре 1934 года была отменена станция «Гороховская Улица», а в марте — апреле 1935 года «Переведеновский Переулок» переименовали в «Бакунинскую Улицу». В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года были исключены станции «Спартаковская Площадь» и «Мироновская Улица». В июле 1937 года «Семёновская» была исключена из проекта.

Строительство линий третьей очереди началось в 1938 году. Было принято окончательное решение о строительстве «Семёновской» на том же месте, но под другим названием — «Сталинская» (по названию района Москвы). После начала Великой Отечественной войны строительство было заморожено, а сооружения использовались под убежища. 18 января 1944 г. «Сталинская» была открыта в составе участка «Курская» — «Измайловская».

В 1944 году на станции «Сталинская» была установлена созданная в 1936 году советским скульптором Г. Д. Лавровым пятиметровая скульптура «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» (известна также под названием «Сталин и Геля»).

30 ноября 1961 г. станция была переименована в «Семёновскую». В 1989 году планировалось построить второй выход станции и открыть его в следующем, 1990 году. Главной целью этого плана был ремонт эскалаторов без закрытия станции.

В 1992 году был предложен проект смены названия станции на «Семёновское», однако он не был осуществлён. Станция была закрыта с 15 мая 2005 по 25 апреля 2006 года для проведения работ по замене эскалаторов и реконструкции вестибюля.

В генеральном плане Москвы, принятом в 2010 году, предусматривалось строительство в срединной части города до 2025 года Большого кольца Московского метрополитена. Согласно проекту, пересадка с кольца на Арбатско-Покровскую линию предполагалось осуществлять через станцию метро «Семёновская». Позднее проекты строительства Большого кольца и Третьего пересадочного контура были объединены. Согласно новому проекту, пересадка с кольца на Арбатско-Покровскую линию будет осуществляться через станцию метро «Электрозаводская».

Конструкция станции — пилонная трёхпролётная глубокого заложения. Сооружена по индивидуальному проекту (по типоразмерам пилонной станции, однако геологическая обстановка позволила заменить каждый пилон четырьмя колоннами). Это явилось развитием творческой мысли архитекторов, целью которых было создание более удобной для пассажиров глубокой станции. В результате пространство всех залов увеличилось. Эти идеи были позже развиты в архитектурном решении станции «Курская» Кольцевой линии, где боковые станционные тоннели несколько сближаются, каждая поперечная пара колонн придвигается друг к другу и образует одну расширенную колонну.

Оформление посвящено теме Советской Армии и оружия (скульпторы В. И. Мухина, Н. К. Вентцель, художник В. П. Ахметьев). Колонны облицованы светлым мрамором «коелга» с вставками красно-пёстрого мрамора «нижний тагил». В орнаменте свода центрального зала отражены виды тяжёлого вооружения — танки, САУ, самолёты и т. д. Пол выложен чёрным, красным, серым и белым гранитом. Путевые стены облицованы серым с белыми прожилками мрамором «уфалей», в котором через равные промежутки сделаны треугольные вставки из зелёного слоистого песчаника. На них изображены чеканные бронзовые щиты с изображением образцов советского оружия. Торцевую стену украшает горельеф, изображающий орден Победы на фоне оружия и знамён с надписью «Нашей Красной Армии — Слава!» (скульптор С. Л. Рабинович). Раньше под надписью была подпись «И. Сталин», но после разоблачения культа личности Сталина эта подпись была убрана. Барельефы с изображением оружия и портретов воинов украшают путевые стены, изображения оружия украшают также потолок центрального зала. Светильники в центральном зале расположены на торшерах из зелёного мрамора с бронзовым основанием.

Наземный вестибюль, выполненный в форме арки, облицован шлифованным туфом и красным гранитом (фасад). Кассовый зал отделан белым и красным мрамором. Первоначально в верхней части вестибюля располагался круглый барельеф с изображением Сталина, который был снят ориентировочно в 1960 году.

С 15 мая 2005 года по 28 апреля 2006 года станция была закрыта на капитальный ремонт для замены эскалаторов, полностью выработавших свой ресурс. В результате был полностью реконструирован эскалаторный наклон, установлены новые эскалаторы Е55Т. Также был обновлён фасад вестибюля, установлены новые двери, произведена замена гранитного покрытия пола на мраморное. В честь открытия после реконструкции был выпущен билет, а в торце зала была установлена витрина с ценными документами, среди которых билет на открытие станции "Сталинская", найденный при реконструкции.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Александр
Сообщения: 5228
Зарегистрирован: 18 авг 2013, 13:35
Репутация: 6640

Re: Семёновская.

Сообщение Александр » 07 янв 2017, 20:07

Вестибюль.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

LEON
Сообщения: 5400
Зарегистрирован: 16 дек 2016, 11:57
Репутация: 4551

Семёновская

Сообщение LEON » 14 мар 2017, 23:12

Александр писал(а):Торцевую стену украшает горельеф, изображающий орден Победы на фоне оружия и знамён с надписью «Нашей Красной Армии — Слава!» (скульптор С. Л. Рабинович). Раньше под надписью была подпись «И. Сталин», но после разоблачения культа личности Сталина эта подпись была убрана.
...Первоначально в верхней части вестибюля располагался круглый барельеф с изображением Сталина, который был снят ориентировочно в 1960 году.

На торцевой стене зала платформы, над горельефом, между склонённых знамён, тоже был барельеф вождя. До сих пор видно круглое основание под медальон (большего диаметра, чем на боковых стенах). Ранее, до 60 г. там находился барельеф Сталина, в дополнение к горельефу на фронтоне самого павильона станции (Кашу маслом не испортишь... :hi_hi_hi: ). Видимо, исчез вместе с подписью.
Правда саму торцевую стену метрополитеновцы всё же изгадили - какой-то ч"удак распорядился перекрасить её в слегка "поносный" оттенок... :-(

LEON
Сообщения: 5400
Зарегистрирован: 16 дек 2016, 11:57
Репутация: 4551

Семёновская

Сообщение LEON » 22 июн 2018, 23:25

LEON писал(а):На торцевой стене зала платформы, над горельефом, между склонённых знамён - до сих пор видно круглое основание под медальон...

Вот, собственно, остатки этого основания... :a_g_a:
IMG_2032 (1024x768).jpg

А вот и нынешний вид "поносной" стены... :-(
IMG_2030 (1024x768).jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

LEON
Сообщения: 5400
Зарегистрирован: 16 дек 2016, 11:57
Репутация: 4551

Семёновская

Сообщение LEON » 30 апр 2020, 01:12

Из-за особенностей конструкции и положения (окнами на запад) павильона м. Семёновская, по вечерам в определённые часы и время года, солнечный свет заливается прямо в эскалаторный ход...
Получается весьма зрелищно... :a_g_a:
20200429_225538 (960x1280).jpg
20200429_230025 (960x1280).jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

LEON
Сообщения: 5400
Зарегистрирован: 16 дек 2016, 11:57
Репутация: 4551

Семёновская

Сообщение LEON » 29 дек 2024, 22:34

Мы уже привыкли, что станции метро (правда не все, и не всегда) украшают к новогодним праздникам...

Но в сезон под новый, 2025 год, наземный павильон Семёновской отделали капитально... :a_g_a:
Да так, что её виды явно "достойны истории"...
(и сохранения в этой теме... :-): )
20241223_110525.jpg
И ночной облик, с подсветкой...
(Фото от коллеги)
Screenshot_20241229_221835_Browser.jpg

Вряд ли это будет ежегодное "переодевание"...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

LEON
Сообщения: 5400
Зарегистрирован: 16 дек 2016, 11:57
Репутация: 4551

Семёновская

Сообщение LEON » 27 янв 2025, 16:03

Дополним немного исторического...
LEON писал(а):
Александр писал(а):Торцевую стену украшает горельеф, изображающий орден Победы на фоне оружия и знамён с надписью «Нашей Красной Армии — Слава!» (скульптор С. Л. Рабинович). Раньше под надписью была подпись «И. Сталин», но после разоблачения культа личности Сталина эта подпись была убрана.
...Первоначально в верхней части вестибюля располагался круглый барельеф с изображением Сталина, который был снят ориентировочно в 1960 году.

На торцевой стене станционного зала, над горельефом, между склонённых знамён, тоже был барельеф вождя. До сих пор видно круглое основание под медальон (большего диаметра, чем на боковых стенах). Ранее, до 60 г. там находился барельеф Сталина, в дополнение к горельефу на фронтоне самого павильона станции... Видимо, исчез вместе с подписью...

Вот так это выглядело... :a_g_a:
20250126_221245.jpg
Качество, конечно, совсем "не очень", но здесь барельеф тов. Сталина и подпись вроде видно получше... :-):
20250123_205558.jpg

Александр писал(а):Архитекторы: С. М. Кравец
...
Наземный вестибюль, выполненный в форме арки, облицован шлифованным туфом и красным гранитом (фасад).
... Первоначально в верхней части вестибюля располагался круглый барельеф с изображением Сталина, который был снят ориентировочно в 1960 году.

Самуил Миронович Кравец в 1938 г. расстарался по-полной...
Облицовка павильона выполнена не просто туфом, а особым, добытым в окрестностях г. Гори (родина тов. Сталина, Картлийский район в восточной Грузии).
Правда именитого туфа на всё строение не хватило, только на фронтон (т.к. изначально планировалось, что павильон станции будет встроен в большое здание).
Барельеф по верху фронтона создавался тоже не абы кем, а по эскизам знаменитой Веры Игнатьевны Мухиной (автора известной монументальной скульптуры "Рабочий и Колхозница")...
С момента открытия станции оформление прилегающего к павильону пространства Семёновской площади тоже менялось...
Сначала имелся скверик...
(виден на фото 1946 года).
20250210_120425.jpg

На снимке 1950 года вместо скверика уже "парковка", зато высажены деревья ближе к павильону...
Кстати, тогда же появились крупные белые плафоны по бокам арки...
20250123_202046.jpg
Ну, уж на этом фото станция действительно СТАЛИНСКАЯ! :-)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

LEON
Сообщения: 5400
Зарегистрирован: 16 дек 2016, 11:57
Репутация: 4551

Семёновская

Сообщение LEON » 10 фев 2025, 00:15

Александр писал(а):В 1944 году на станции «Сталинская» была установлена созданная в 1936 году советским скульптором Г. Д. Лавровым пятиметровая скульптура «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» (известна также под названием «Сталин и Геля»).
Сыскать в Сети хоть какое-то фото этой установленной на "Сталинской" скульптуры, увы, не удалось...
Есть упоминания, что сама собственно скульптура была все же не пяти-, а трёхметровой высоты. Видимо, указания на 5-ти метровый формат учитывали и высоту постамента...
Вот фото уменьшенной авторской копии творения Георгия Дмитриевича Лаврова
(металл, 1937 г.)
20250128_153359.jpg
Место тогдашнего недолгого пребывания скульптуры - в стенной арке напротив входа в наземный вестибюль (на фото - аккурат на месте торчащего красно-синего "монумента").
Но всё равно, пятиметровое (с постаментом) изваяние на этом месте - это перебор...
20250211_223548.jpg

Сам скульптор Георгий Лавров в 1935 году вернулся в СССР из Парижа. В 1936-37 гг. изваял творение "Сталин и Геля".
А в ночь с 15 на 16 сентября 1938 года был арестован за "антисоветскую деятельность" и "подготовку покушения" на тов. Сталина, осуждён и отправлен на Колыму. Затем был реабилитирован 10 апреля 1954 года, но узнал об этом и был освобождён лишь в октябре 1954 года.
Как видно, осуждение автора вовсе не помешало установке этой скульптуры на своё временное место как раз во время его заключения, в 1944 году.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться в «Арбатско-Покровская линия»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость