Рижская
Добавлено: 04 фев 2017, 22:03
«Рижская»
Калужско-Рижская линия Московский метрополитен
Дата открытия: 1 мая 1958 года
Район: Мещанский
Округ: ЦАО
Тип: Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения, м: 46
Количество платформ: 1
Тип платформы: островная
Форма платформы: прямая
Архитекторы: А. Рейнфельдс, В. Я. Апситис
Архитекторы вестибюлей: С. М. Кравец, Г. Е. Голубев, Ю. А. Колесникова
Инженеры-конструкторы: Л. В. Сачкова
Станцию возвело: СМУ-5 Мосметростроя (рук. А. Ушаков)
Выход к улицам: проспект Мира, Рижская площадь
Наземный транспорт:
А: м9, 0, 19, 38, 84, 84к, 85, 172, 239, 265, 379, 714, 778, 903; Н6 (ночной);
Тб: 14, 18, 37, 42, 48
Код станции: 092
Соседние станции: "Алексеевская" и "Проспект Мира"
Название — по Рижскому вокзалу, близ которого станция расположена. Рижский вокзал (до 1942 года — Виндавский, до 1946 года — Ржевский), в свою очередь, назван в честь столицы Латвии города Рига.
Имеется один выход в город, ведущий на проспект Мира в районе Рижской площади, и оформленный в виде ротонды (архитекторы — С. М. Кравец, Ю. А. Колесникова, Г. Е. Голубев). Наземный вестибюль соединён со станционным залом эскалатором (три ряда). У станции метро Рижская расположены Рижский вокзал, станции Ржевская Московской железной дороги и Рижская Октябрьской железной дороги. Неподалёку от метро расположен знаменитый в конце 1980-х годов Рижский рынок.
На улице около вестибюля установлен монумент «Спутник»: рабочий, поднявший в руке первый искусственный спутник Земли (скульптор С. Я. Ковнер, архитектор В. Н. Карцев).
Сооружена по проекту латвийских архитекторов А. Рейнфельдса и В. Апситиса. Диаметр центрального зала — 9,5 метров, боковых 8,5 метров.
Путевые стены облицованы керамической плиткой яично-жёлтого цвета, нижняя часть — керамической плиткой чёрного цвета. Пол выложен серым гранитом. Вентиляционные решётки, торцы станционных лавочек, карнизы и боковые части пилонов и плитки на стенах платформ украшает латышский орнамент.
Пилоны облицованы балтийской керамикой лимонно-жёлтого и бордово-коричневого цветов, имитирующей жёлтый и коричневый янтарь. На коричневых поверхностях пилонов со стороны центрального зала нанесены очень тонкие почти незаметные рельефы, выполненные по сырой керамике. На них изображены промышленные и архитектурные объекты Риги, а также виды городов и мест Латвии. Все рисунки подписаны. На некоторых пилонах сделано по два рисунка. Некоторые рисунки на разных пилонах повторяются. На первом пилоне западной стороны отпечатаны силуэты Латвийского университета и высотного здания Латвийской академии наук.
Первоначально станция должна была быть построена по иному архитектурному проекту, в частности, на светильниках располагалась алюминиевая ковка, стилизованная под латвийские национальные мотивы, над межпилонными проходами размещались барельефы, повествующие о счастливой жизни в Советской Латвии, карниз над пилонами украшался национальной мозаикой со звездой и серпом и молотом, также планировалось более богатое оформление вентиляционных решёток на пилонах, наконец, в торце станции предполагалось расположить большое мозаичное панно с видом Риги. Но все эти планы после постановления 1955 года «Об излишествах в архитектуре» остались в прошлом.
Существует легенда, согласно которой для оформления станции «Рижская» одному мастеру-гончару из Латвии были заказаны изразцы, имитирующие жёлтый и коричневый янтарь. Мастер выполнил задание в срок, однако часть изразцов в дороге разбилась. Когда приступили к отделке, пришлось заказать ещё дополнительные изразцы. Однако пожилой мастер оскорбился и отказался делать изразцы, мотивируя отказ тем, что он возмущён таким небрежным отношением к его работе, а главное, он не может теперь гарантировать такой же цвет. Уговорить мастера не удавалось, назревал скандал. Тогда к мастеру «внедрили» ученика — Александра Михайловича Блюдзе. Он оказался хорошим «подмастерьем», но тайны янтарного кафеля мастер ему не раскрыл. Сроки уже поджимали, станцию скоро надо было открывать. Тогда Блюдзе решил во всём признаться. Это было рискованно, но добрые отношения победили. Рижский гончар простил своего подмастерье и сделал недостающие плитки. Хотя цвет их несколько отличался.
В межпилонном пространстве пилоны облицованы керамической плиткой лимонного цвета, в нижней части — тёмно-зелёным мрамором.
Залы освещают прямоугольные светильники, укреплённые на потолке.
В глухом торце центрального зала в начале 2000-х годов установлена фотовитрина «Города мира в Московском метро», на котором собраны фотографии городов мира и станций, названных в их честь. Представлены станции Римская, Варшавская, Киевская (на фото дан зал Арбатско-Покровской линии), Пражская, Братиславская и Рижская, и, соответственно, города Рим, Варшава, Киев, Прага, Братислава и Рига.
Около 20 часов 31 августа 2004 года террористка-смертница пыталась пройти на станцию метро «Рижская», но после того, как увидела милиционеров, дежуривших у входа, развернулась, прошла несколько метров и привела в действие взрывное устройство в толпе людей. Теракт у «Рижской» повлёк многочисленные человеческие жертвы. В результате погибли 10 человек, среди которых сама террористка, а также лидер так называемого карачаевского джамаата Николай Кипкеев, который принимал участие в подготовке и осуществлении теракта. Среди 33 пострадавших, помимо москвичей, жители Узбекистана, Молдавии и Дагестана, а также гражданин Республики Куба. Мощность взрыва составила примерно 1,5—2 кг в тротиловом эквиваленте.
На станции планируется заменить старые эскалаторы на новые, при этом появятся четыре эскалатора вместо трёх. На время замены эскалаторов станция будет закрыта для пассажиров, так как имеет один выход в город. Планируется также отремонтировать вестибюли.
В будущем планируется организация пересадки на проектируемую станцию «Ржевская» Третьего пересадочного контура.
Калужско-Рижская линия Московский метрополитен
Дата открытия: 1 мая 1958 года
Район: Мещанский
Округ: ЦАО
Тип: Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения, м: 46
Количество платформ: 1
Тип платформы: островная
Форма платформы: прямая
Архитекторы: А. Рейнфельдс, В. Я. Апситис
Архитекторы вестибюлей: С. М. Кравец, Г. Е. Голубев, Ю. А. Колесникова
Инженеры-конструкторы: Л. В. Сачкова
Станцию возвело: СМУ-5 Мосметростроя (рук. А. Ушаков)
Выход к улицам: проспект Мира, Рижская площадь
Наземный транспорт:
А: м9, 0, 19, 38, 84, 84к, 85, 172, 239, 265, 379, 714, 778, 903; Н6 (ночной);
Тб: 14, 18, 37, 42, 48
Код станции: 092
Соседние станции: "Алексеевская" и "Проспект Мира"
Название — по Рижскому вокзалу, близ которого станция расположена. Рижский вокзал (до 1942 года — Виндавский, до 1946 года — Ржевский), в свою очередь, назван в честь столицы Латвии города Рига.
Имеется один выход в город, ведущий на проспект Мира в районе Рижской площади, и оформленный в виде ротонды (архитекторы — С. М. Кравец, Ю. А. Колесникова, Г. Е. Голубев). Наземный вестибюль соединён со станционным залом эскалатором (три ряда). У станции метро Рижская расположены Рижский вокзал, станции Ржевская Московской железной дороги и Рижская Октябрьской железной дороги. Неподалёку от метро расположен знаменитый в конце 1980-х годов Рижский рынок.
На улице около вестибюля установлен монумент «Спутник»: рабочий, поднявший в руке первый искусственный спутник Земли (скульптор С. Я. Ковнер, архитектор В. Н. Карцев).
Сооружена по проекту латвийских архитекторов А. Рейнфельдса и В. Апситиса. Диаметр центрального зала — 9,5 метров, боковых 8,5 метров.
Путевые стены облицованы керамической плиткой яично-жёлтого цвета, нижняя часть — керамической плиткой чёрного цвета. Пол выложен серым гранитом. Вентиляционные решётки, торцы станционных лавочек, карнизы и боковые части пилонов и плитки на стенах платформ украшает латышский орнамент.
Пилоны облицованы балтийской керамикой лимонно-жёлтого и бордово-коричневого цветов, имитирующей жёлтый и коричневый янтарь. На коричневых поверхностях пилонов со стороны центрального зала нанесены очень тонкие почти незаметные рельефы, выполненные по сырой керамике. На них изображены промышленные и архитектурные объекты Риги, а также виды городов и мест Латвии. Все рисунки подписаны. На некоторых пилонах сделано по два рисунка. Некоторые рисунки на разных пилонах повторяются. На первом пилоне западной стороны отпечатаны силуэты Латвийского университета и высотного здания Латвийской академии наук.
Первоначально станция должна была быть построена по иному архитектурному проекту, в частности, на светильниках располагалась алюминиевая ковка, стилизованная под латвийские национальные мотивы, над межпилонными проходами размещались барельефы, повествующие о счастливой жизни в Советской Латвии, карниз над пилонами украшался национальной мозаикой со звездой и серпом и молотом, также планировалось более богатое оформление вентиляционных решёток на пилонах, наконец, в торце станции предполагалось расположить большое мозаичное панно с видом Риги. Но все эти планы после постановления 1955 года «Об излишествах в архитектуре» остались в прошлом.
Существует легенда, согласно которой для оформления станции «Рижская» одному мастеру-гончару из Латвии были заказаны изразцы, имитирующие жёлтый и коричневый янтарь. Мастер выполнил задание в срок, однако часть изразцов в дороге разбилась. Когда приступили к отделке, пришлось заказать ещё дополнительные изразцы. Однако пожилой мастер оскорбился и отказался делать изразцы, мотивируя отказ тем, что он возмущён таким небрежным отношением к его работе, а главное, он не может теперь гарантировать такой же цвет. Уговорить мастера не удавалось, назревал скандал. Тогда к мастеру «внедрили» ученика — Александра Михайловича Блюдзе. Он оказался хорошим «подмастерьем», но тайны янтарного кафеля мастер ему не раскрыл. Сроки уже поджимали, станцию скоро надо было открывать. Тогда Блюдзе решил во всём признаться. Это было рискованно, но добрые отношения победили. Рижский гончар простил своего подмастерье и сделал недостающие плитки. Хотя цвет их несколько отличался.
В межпилонном пространстве пилоны облицованы керамической плиткой лимонного цвета, в нижней части — тёмно-зелёным мрамором.
Залы освещают прямоугольные светильники, укреплённые на потолке.
В глухом торце центрального зала в начале 2000-х годов установлена фотовитрина «Города мира в Московском метро», на котором собраны фотографии городов мира и станций, названных в их честь. Представлены станции Римская, Варшавская, Киевская (на фото дан зал Арбатско-Покровской линии), Пражская, Братиславская и Рижская, и, соответственно, города Рим, Варшава, Киев, Прага, Братислава и Рига.
Около 20 часов 31 августа 2004 года террористка-смертница пыталась пройти на станцию метро «Рижская», но после того, как увидела милиционеров, дежуривших у входа, развернулась, прошла несколько метров и привела в действие взрывное устройство в толпе людей. Теракт у «Рижской» повлёк многочисленные человеческие жертвы. В результате погибли 10 человек, среди которых сама террористка, а также лидер так называемого карачаевского джамаата Николай Кипкеев, который принимал участие в подготовке и осуществлении теракта. Среди 33 пострадавших, помимо москвичей, жители Узбекистана, Молдавии и Дагестана, а также гражданин Республики Куба. Мощность взрыва составила примерно 1,5—2 кг в тротиловом эквиваленте.
На станции планируется заменить старые эскалаторы на новые, при этом появятся четыре эскалатора вместо трёх. На время замены эскалаторов станция будет закрыта для пассажиров, так как имеет один выход в город. Планируется также отремонтировать вестибюли.
В будущем планируется организация пересадки на проектируемую станцию «Ржевская» Третьего пересадочного контура.